Потребности Китая в металлах разных групп неуклонно растут, что объясняется общим курсом страны на расширение промышленного производства. В этом контексте одним из вариантов для Китая является Центрально-Азиатский регион, обладающий значительными запасами топливно-энергетического сырья, руд, а также возобновляемых ресурсов.
Об участии Китая в ключевых предприятиях горнодобывающего сектора стран Центральной Азии читайте в статье Марии Хвостовой «Политика Китая в странах Центральной Азии в области освоения полезных ископаемых».
Китай в Таджикистане
Из всех стран Центральной Азии наиболее активно Китай добывает полезные ископаемые в Таджикистане. С помощью каких инструментов он это делает?
Во-первых, Китай создает совместные предприятия с разной долей своего участия. Так, в 2017 году Tibet Hua Yu Mining Co. Ltd приобрела 50 % акций в ЗАО «ТАЛКО Голд», вложив в проект по добыче и аффинажу золота, серебра, ртути, сурьмы около 200 млн долларов. Предприятие было открыто в Согдийской области в апреле 2022 года при участии президента Эмомали Рахмона.
Во-вторых, Китай подписывает двусторонние соглашения без создания совместных предприятий. Например, China National Machinery Industry Corporation и TALCO, которая в рамках политики отказа от толлинговой системы договорилась о строительстве двух заводов по производству фтористого алюминия и криолита, необходимых для электролиза глинозема при производстве алюминия.
В-третьих, Китай реализует свою политику посредством получения лицензий на разработку месторождений в обмен на предоставление финансирования.
Разработка месторождения осуществляется до полного возврата денежных средств реципиентом или выплаты им компенсации в форме установленного объема добытой руды.
Действуя таким образом, Tebian Electric Apparatus (TBEA) приобрела права на месторождения Верхний Кумарг и Дуоба в обмен на свои вложения в строительство ТЭЦ «Душанбе-2».
В-четвертых, Китай поддерживает проведение научно-исследовательских работ «на местах» (Такой подход позволяет решать задачи по сбору информации и лоялизации местных специалистов. – Прим. Ia-centr.ru). Так, Таджикистан посещали специалисты китайских высших учебных заведений, представители Геологической службы Китая.
Связанные инфраструктурные проекты в Таджикистане Китай финансирует при участии различных банков и компаний. Например, через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций были выделены средства на реабилитацию Нурекской ГЭС, а посредством Азиатского банка развития (ADB) профинансировано строительство Яванской ГЭС.
Китай в Кыргызстане
Характер политики Китая в области освоения полезных ископаемых в Кыргызстане и в Таджикистане во многом совпадает: наблюдаются схожие формы присутствия и организации (TBEA, Exim Bank, ADB, CMEC…) и осуществляются связанные инфраструктурные проекты.
Например, TBEA профинансировала на территории Кыргызстана возведение линии электропередачи Датка – Кемин. Это позволило обеспечить автономное электроснабжение промышленного севера страны, поскольку ранее ЛЭП частично проходила через Узбекистан.
Китай проявляет наибольший интерес к киргизскому золоту. ЗАО «Кичи Чаарат», которое является дочерней компанией China National Gold Group Corporation, открыло фабрику по его добыче и переработке. Предприятие владеет лицензией на добычу золота с нескольких месторождений, в том числе Куру-Тегерек и Сулуу-Тегерек в Джалал-Абадской области, на которую приходится до 15 % золота Киргизии.
Возможно, с 2021 года Китай предпринимал шаги, направленные на участие в разработке крупнейшего в Киргизии месторождения золота Кумтор ввиду развернувшегося конфликта между кыргызским правительством и канадской Centerra Gold Inc. Однако они не привели к положительному для Китая результату: руководством Кыргызстан был взят курс на самостоятельное освоение недр.
Помимо коммерческой выгоды, Китай работает над решением стратегических задач, а именно над обеспечением безопасности северо-западных рубежей страны.
Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая граничит с тремя из пяти государств Центральной Азии и Афганистаном, откуда исходят угрозы экстремизма и терроризма.
Кроме этого, укрепление присутствия в Таджикистане и Кыргызстане позволяет Китаю влиять на обеспеченность водой стран Центральной Азии в целом, поскольку он участвует в технологическом обеспечении и переоснащении ГЭС, в том числе наиболее мощных — Нурекской и Токтогульской.
Источник: Ia-centr.ru
The StanD,
16 июля 2023 года