Economist: Страны Центральной Азии незаметно дистанцируются от России

147 просмотров Новости 0

Вторжение Владимира Путина в Украину не вызвало одобрения в столицах региона

На городских улицах, говорят посетители Алматы в Казахстане, Бишкека в Кыргызстане и Ташкента в Узбекистане, изменение этнического состава создает сюрреалистическое ощущение, будто Советский Союз воссоздан. С тех пор, как президент России Владимир Путин в феврале вторгся в Украину, огромное количество россиян бежало, многие из них оказались в бывших советских государствах Центральной Азии.

Первыми прибывшими были профессионалы и несогласные: либералы, которые быстро поняли природу катастрофы, которую г-н Путин навлек на свою страну, а также на Украину. Совсем недавно пришли уклонисты. В прошлом месяце Путин объявил о мобилизации более 300 тыс. российских мужчин. С тех пор только в эти три страны бежало не менее 100 тыс. человек.

В апогее Советского Союза этнические русские, составлявшие большую часть городского населения Центральной Азии, были имперскими повелителями. Даже после обретения независимости граждане центральноазиатских государств, приезжающие в Россию в качестве рабочих-мигрантов, подвергаются дискриминации, становятся объектом случайного расизма и приговариваются к самой черной работе. Сапог теперь на другой ноге, но среднеазиаты отказываются использовать его против русского тыла. Многие русские заявляют, что поражены оказанным им приемом (хотя напряженность сейчас нарастает, поскольку некоторые из вновь прибывших проявляют свое обычное высокомерие).

Теплота между простыми людьми — обратная сторона натянутых официальных отношений между Центральной Азией и г-ном Путиным. Руководители региона возмущены его насилием по отношению к Украине. По словам Кейт Маллинсон из лондонского отдела управления политическими рисками Prism, он выставил на всеобщее обозрение непреодолимый имперский импульс России с явными рисками для Центральной Азии.

Власти региона отказались одобрить ни вторжение, ни аннексию Россией восточноукраинских областей. Уклоняющихся от призыва не вернут. И хотя в январе Путин в соответствии с условиями пакта о взаимной безопасности направил войска в Казахстан для помощи в противодействии попытке путча, долга благодарности нет. Идея о том, что Казахстан должен «вечно служить и кланяться в ноги России», «далека от реальности», заявил российскому телевидению президент Касым-Жомарт Токаев.

Показательны также протоколы и жесты встреч Путина с лидерами стран Центральной Азии. На собрании в прошлом месяце в Узбекистане российский президент, печально известный тем, что заставляет мировых лидеров ждать, стоял, сложа руки, президента Кыргызстана Садыра Жапарова, маленькой бедной страны, где Россия привыкла командовать. На саммите Россия-Центральная Азия, организованном Казахстаном на прошлой неделе, г-н Токаев явно не смог встретиться один на один с г-ном Путиным.

В совокупности эти признаки и недостатки указывают на ослабление влияния России в Центральной Азии. Но не заблуждайтесь: это не перерыв. Исторические связи между странами имеют глубокие корни. Элиты Центральной Азии тесно связаны с элитами России. Старшие участники выросли в Советском Союзе. Младшие тусуются дома в Москве. Экономические связи имеют решающее значение. Центральная Азия зависит от денежных переводов от рабочих-мигрантов в России, а также от импорта сахара и пшеницы. Один из крупнейших в мире трубопроводов поставляет большую часть казахстанской нефти в российский порт на Черном море. Россия использует возможность закрыть его по своему желанию. Его спецслужбы по-прежнему сильны в регионе.

И от географии никуда не деться. Граница Казахстана с Россией протяженностью 7 644 км (4 750 миль) уступает по протяженности только границе Канады с Америкой. Города с большим населением этнических русских в Казахстане предоставляют г-ну Путину широкие возможности для создания проблем, играя на этнических обидах, как он делал в течение многих лет на востоке Украины.

Тем не менее, даже ослабленное влияние, если не считать перерыва, все равно создает вакуум. Его частично заполняет Китай. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан также стремятся сблизиться с Турцией и Западом, что является частью того, что Казахстан называет «многовекторным» подходом к балансу между конкурирующими державами. На данный момент регион просто пытается управлять своей связью с Россией. С другой стороны, растет обеспокоенность тем, что г-н Путин продолжит эскалацию войны в Украине, нацелившись на гражданское население или, что хуже всего, применив ядерное оружие. Наргис Касенова из Гарвардского университета утверждает, что для лидеров Центральной Азии это было бы нарушением границ — например, в Казахстане ядерное разоружение лежит в основе его внешней политики. Тогда, несомненно, последует опасный разрыв.

Источник: Economist.com

20 октября 2022 г.